Порядок
обжалования нормативных правовых актов и иных решений
Нормативно-правовые
акты – это обоснованный и в большинстве случаев полностью соответствующий
законодательству инструмент для урегулирования правовых отношений, однако
предусмотреть все возможные ситуации невозможно - в некоторых случаях
нормативно-правовые акты могут серьезно нарушить права и свободы гражданина,
которые гарантированы ему Конституцией Российской Федерации. Эту сложную
ситуацию усугубляет ещё и то, что гражданин, являющийся реальной жертвой
недальновидно составленного нормативно-правового акта, чаще всего не осознает
(частично или полностью) ущемление своих прав и посредством подобного
прецедента может открыть путь для дальнейшего нарушения прав и свобод других
граждан в ходе родственных судебных процессов. Для того,
чтобы этого не произошло, необходим профессиональный анализ всех обстоятельств
конфликта и соответствующего НПА, что может произвести только квалифицированный
специалист, обладающий достаточным опытом в данной сфере.
Другой ситуацией, в которой оспаривание НПА или решений государственных органов
становится актуальным, является сложный судебный процесс, в ходе которого
некоторые нарушения со стороны НПА не очевидны, однако их обнаружение способно
в корне изменить ход всего разбирательство. Для того,
чтобы суметь распознать такие тонкости судебного дела, необходим
профессиональный юридический взгляд на судебное развитие конфликта и его
обстоятельства, способный “отделить зерна от плевел” и выявить действительно
спорные моменты. Эти особенности, могущие сильнейшим образом повлиять на исход
конфликта, в большинстве случаев не считаются первостепенными, что может
привести впоследствии к неприятным сюрпризам, разрешить которые будет сложно
даже опытному и компетентному юристу. Таким образом, в очередной раз
подтверждается необходимость участия в серьезных правовых спорах проверенного
юриста – именно он способен идеально структурировать всю относящуюся к делу
информацию и пустить её в ход.
В соответствии с ч.1
ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и
свобод. Частью 2 ст.46 Конституции РФ установлено, что решения и действия
(бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления,
общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Возможность беспрепятственно обращаться в суд за защитой своих прав, нарушенных
неправомерными действиями государственных органов, является одним из основных
принципов правового государства.
В соответствии со ст.12,
13 ГК РФ одним из способов защиты нарушенных гражданских прав
юридических и физических лиц является признание судом недействительными не
соответствующих закону или иным правовым актам и нарушающих гражданские права и
охраняемые законом интересы граждан либо юридических лиц ненормативных актов
государственных органов или органов местного самоуправления, а в случаях,
предусмотренных законом, также и нормативных актов.
Статьей 1 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-I "Об
обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан"; также установлено, что каждый гражданин имеет право обратиться с
жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями)
государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц,
государственных служащих нарушены его права и свободы.